Строительство дома, ремонт квартиры
Предлагаем профессиональные услуги по строительству...
Припой серебряный 30% (пруток) продаю
Офлюсованный, для пайки горелкой. Применяется для пайки...
Припой медно-фосфорный с 2% содержанием серебра
Применяется для пайки медных трубопроводов в холодильной...
Строительство одноэтажного нежилого здания 95м2. Монолит. 9 млн руб. Аванс 30%.
Работы по строительству Здания отдыха...
установка профлиста и отлива на забор, покраска забора
Требуется установить профлист на ту...
Покраска металлического забора, установка профлиста
Профессиональная покраска...
Укладка тротуарной плитки
Укладка тротуарной плитки: пять...
Укладка тротуарной плитки
Укладка тротуарной плитки: 5...

Применение полимерных материалов в слесарно-пригоночных работах при ремонте судов

Применение полимерных материалов в слесарно-пригоночных работах при ремонте судов

В решении таких насущных экономических проблем судоремонта, как интенсификация и повышение эффективности производства, экономия материальных и трудовых ресурсов, важная роль отводится применению новых материалов, в том числе полимеров.

Отечественной промышленностью выпускается широкая номенклатура полимерных клеев, смол и компаундов, которые благодаря высоким физико-механическим и технологическим характеристикам находят все большее применение при ремонте судов. К ним относятся:

  • эпоксидные смолы и полимерные клеевые композиции (ПКК) на их основе, применяемые в качестве связующих стеклопластиков, клеев, замазок, герметизирующих и консервирующих составов;
  • полиэфирные смолы, используемые главным образом как связующее при изготовлении изделий из стеклопластиков;
  • полиуретановые композиции, применяемые в виде формируемых прокладок или заливаемых в монтажные зазоры;
  • анаэробные клеи, представляющие собой однокомпонентные полимерные составы жидкой консистенции, способные отвердевать без доступа воздуха в собранном узле клеевой конструкции.

Условия эксплуатации судовых механизмов, устройств и систем, а также специфика судоремонта в части условий и сроков выполнения ремонтных работ предъявляют целый комплекс требований к полимерным материалам. Это — высокие прочностные характеристики на сдвиг, сжатие и отрыв, стойкость к вибрации и ударным нагрузкам. Требования к подготовке поверхностей должны быть минимальными. Важна возможность применения этих материалов при пониженных температурах (до —10°С) и неограниченной влажности. Кроме того, они должны характеризоваться минимальным значением или полным отсутствием тепловой ползучести (не должно происходить уменьшение толщины слоя полимера или его разрушение при нагреве), а время полимеризации до набора технологической прочности не должно превышать нескольких часов. Весьма важны стойкость к воздействию нефтепродуктов, стойкость клеевых соединений в широком диапазоне температур (от —40 °С до +150°С), минимальная токсичность или полное ее отсутствие при применении и в эксплуатации, приемлемые для судоремонтных предприятий условия и сроки хранения клеевых композиций и их компонентов.

Основной объем слесарно-пригоночных и слесарных работ с применением полимерных материалов заключается в уплотнении, фиксации, герметизации и склеивании различных соединений, компенсации погрешностей механической обработки или износа поверхностей восстанавливаемых деталей при сборке и монтаже ремонтируемых узлов, механизмов и оборудования. Новая технология ремонтных работ с применением полимерных материалов позволяет значительно (до 60%) снизить трудовые и другие затраты (замена дефицитных материалов, экономия электроэнергии, сокращение сроков ремонтных работ и т. д.).

Благодаря применению полимерных материалов исключается ряд процессов, выполняемых только вручную. К ним, например, относятся: наплавка и пригонка конических поверхностей петель кронштейнов рулей и старн-постов, гребных винтов и полумуфт, плоскостей фланцев баллеров и перьев рулей; пригонка шпонок и шпоночных пазов; развертывание отверстий под призонные болты; подгонка фундаментных клиньев.

На многих судах в течение последних 10 лет успешно эксплуатируются трубопроводы различного функционального назначения на клеевых соединениях. Опыт эксплуатационных испытаний показал, что применение клеевых составов зачастую позволяет решать техническую задачу соединения трубопроводов выгоднее и проще, чем при использовании традиционных типов соединения труб. Для склеивания в этом случае применяются эпоксидно-полиамидные конструкционные трехкомпонентные клеевые составы холодного отверждения, обладающие удовлетворительной эластичностью, прочностью и водостойкостью; они не токсичны и успешно используются в производственных условиях.

Демонтаж клеевых соединений трубопроводов осуществляется после их предварительного нагрева. Проверена также возможность ремонта клеевых соединений без их демонтажа путем наложения на ремонтируемый участок клеевого пластыря. Сравнительный анализ себестоимости изготовления соединений позволяет установить, что при монтаже трубопроводов на клеевых соединениях обеспечивается значительная экономия трудозатрат, материалов и деталей. Так, для труб Ду 100 мм масса фланцевого соединения составляет 5,4, а клеевого — 1,58 кг, стоимость деталей соединения — соответственно 4,2 и 0,85 руб., трудоемкость монтажа соединений — 0,49 и 0,12 нормо-ч.

При ремонте деталей и узлов механизмов, монтаже оборудования довольно высок объем трудоемких пригоночных работ, выполняемых, как правило, вручную. Опыт ряда судоремонтных заводов показал возможность применения полимерных материалов взамен непроизводительной подгонки. Использование отверждающегося полимера при монтаже судовой техники обеспечивает сокращение трудоемкости работ и повышение надежности установки оборудования (благодаря увеличению площади контакта сопрягаемых поверхностей), исключает необходимость обработки судовых фундаментов и развертывания отверстий под призонные болты, способствует уменьшению номенклатуры средств механизации. Новый принцип монтажа судовых технических средств с применением полимерного материала сокращает трудоемкость монтажных работ в 2—3 раза.

Перечень судовых технических средств, при ремонте и монтаже которых возможно применение полимерных материалов, довольно широк. Наиболее характерны следующие работы.

Главные и вспомогательные двигатели внутреннего сгорания. Фиксация крепежных деталей. Герметизация стаканов форсунок в крышках цилиндров, разъемных соединений, лючков и крышек дизелей. Уплотнение сопряжений: втулки цилиндров с опорным буртом в блоке цилиндров, крышки редуктора с картером, крышки фильтра с корпусом. Бесшпоночное соединение слабо- и средненагруженных зубчатых колес, муфт. Крепление на валах: шарико- и роликоподшипников, роторов и электродвигателей, шкивов, шестерен, втулок, маховиков. Восстановление поверхностей опорных буртов блока цилиндров двигателей. Устранение зазоров между блоками и втулками двигателей. Установка блока цилиндров двигателя. Установка втулок головных подшипников шатунов двигателей. Крепление втулок и проставочных колец в блоке двигателей. Установка картера на фундаментную раму. Монтаж двигателя на фундаменте.

Трубопроводы различного назначения. Уплотнение фнтинговых, муфтовых, конических, фланцевых и штуцерных соединений.

Брашпили. Восстановление посадки зубчатых колес брашпиля.

Теплообменные аппараты. Герметизация разъемных соединений. Уплотнение трубок при развальцовке в трубных решетках. Уплотнение сопряжений ресивера с корпусом воздухоохладителя.

Насосы, вентиляторы. Установка подшипников ротативных воздуходувок. Бесшпоночное соединение крылаток вентиляторов и насосов. Восстановление посадок крылаток. Герметизация разъемных соединений насосов.

Палубные механизмы. Установка на фундаменты.

Рулевое устройство. Установка подшипников баллера и штырей в опорах с заделкой коррозионных разрушений и восстановлением посадочных мест. Установка пера руля на конце баллера с восстановлением посадочных мест. Сборка фланцевого соединения баллера и пера руля с восстановлением разъема. Установка опорно-упорного подшипника баллера на фундамент. Восстановление посадки опорно-упорного подшипника качения в корпусе. Восстановление посадки конуса штыря.

Гребной винт, валопровод, дейдвудное устройство. Крепление втулок подшипников в дейдвудной трубе с заделкой коррозионных разрушений и восстановление посадочных мест. Установка опорных и опорно-упорных подшипников валопровода на фундаменты. Монтаж гребного винта и полумуфт на конусе вала. Установка простых болтов со слоем полимера вместо призонных при монтаже подшипников валопровода и его фланцевых соединений.

Номенклатура применяемых в судоремонте полимерных материалов с каждым годом расширяется. С помощью эпоксидного компаунда К-153 выполняется установка главных и вспомогательных механизмов на фундаменты, ремонт мест соединений деталей остова дизелей.

Внедрены и широко используются анаэробные герметики «Анатерм-6», «Анатерм-6В» и «Унигерм», которые, благодаря высокой проникающей способности, плотно заполняют микродефекты сварных швов, обеспечивают уплотнение в зазорах и необходимую прочность соединений.

Жидкие уплотняющие прокладки ГИПК-244 применяют для большинства соединений судовых трубопроводов; они надежно герметизируют различные разъемные соединения механизмов — лючки и крышки дизелей, разъемные соединения насосов, теплообменных аппаратов и др. Получаемые соединения стойки к вибрации, ударам и могут эксплуатироваться в широком диапазоне температур и давлений. Жидкие уплотняющие прокладки ГИПК-244 легко наносятся на поверхности, не вызывают коррозии в ходе эксплуатации; они не прилипают и после демонтажа легко удаляются с помощью ветоши.

Широко применяются полимерные материалы ЖМ-150К и «Унигерм-6» в узлах крепления гребных винтов и облицовок с валами. Использование полимеров при ремонте винторулевого комплекса в основном направлено на снижение трудоемкости изготовления и сборки узлов крепления, исключение ручных пригоночных операций, повышение технологичности конструкции и эксплуатационной надежности валопроводов.

К слесарно-пригоночным работам, при выполнении которых возможно применение полимерных материалов, относятся следующие:

1. Герметизация соединений трубопроводов различного назначения, теплообменных аппаратов, двигателей, насосов, дейдвудных устройств. Объектами ремонта при этом являются фланцевые, штуцерные, муфтовые, конические соединения, трубки в решетках теплообменных аппаратов, втулки цилиндра с опорным буртом в блоке цилиндров дизелей, крышка редуктора с картером, крышка фильтра с корпусом и т. д. Применяемые марки полимеров — ДН-1, «Анатерм», «Анатерм-6В», «Анатерм-8К», «Анатерм-103», ГИПК-242, ГЙПК-243, смазка «ПМС».

2. Стопорение резьбовых деталей. Используется в конструкционных узлах, в которых в процессе эксплуатации механизма невозможно или сложно производить подтяжку резьбовых соединений. Для этого применяются составы ДН-1, «Ана-терм-6», «Анатерм-6В», «Анатерм-7», «Анатерм-1027», «Анатерм-103», «Унигерм-6», «Унигерм-7».

3. Фиксация на валах. Объекты ремонта — шарико- и роликоподшипники, роторы электродвигателей, шкивы, шестерни, втулки. Для этого подходят такие марки полимеров, как ДН-1, «Анатерм», «Анатерм-6В», «Унигерм-6», «Унигерм-7», ГИПК-242, ГИПК-243, ГИПК-244.

4. Установка на фундаменты главных и вспомогательных двигателей и судовых механизмов с помощью компаунда К-153.

5. Ремонт и монтаж винторулевого комплекса. Для рулевого устройства это относится к подшипникам баллера и штырей, самому баллеру руля, его опорно-упорному подшипнику, к штырям н крепежным болтам. Для валопровода и дейдвудного устройства — втулки подшипников гребного (дейдвудного) вала, дейдвудная труба, опорные и опорно-упорные подшипники валопровода, гребной винт и полумуфта гребного вала, крепежные болты. Используется пластмасса ЖМ-150К и герметик «Унигерм-6».

6. Восстановление посадок. Объект ремонта — зубчатые колеса, цилиндрические соединения, сопрягаемые детали (баллеры и перо руля, штырь с петлями руля, втулки и пятки ах-терштевня), посадочные места под корпус подшипника, под втулки подшипников в дейдвудной трубе и под конус штыря в насадке, дейдвудные трубы в яблоке ахтерштевня, остовы крейцкопфных двигателей, подшипники качения, полумуфты, крылатки вентиляторов и насосов, демпфер на валу двигателя н др. Применяемые материалы — «Унигерм-7», «Унигерм-9», «Анатерм-6», «Анатерм-6В». «Анатерм-8», «Ана-терм-8К», УП-5-230, УП-5-231, ЭД-20, К-153, «Эластомер», ГЭН-150В.

7. Восстановление поверхностей относится прежде всего к опорным буртам блока цилиндров дизелей.

8. Фиксация бесшпоночных соединений применяется в слабо- и средненагруженных зубчатых колесах, муфтах, крылатках вентиляторов и насосов. Используется «Анатерм-103».

9. Укладка валов брашпилей на подшипники (без подгонки подшипников к постелям по окраске) с помощью компаунда К-153.

В заключение необходимо отметить, что объем работ с применением полимерных материалов составляет 15—20% от всех слесарно-пригоночных работ в судоремонте. Внедрение полимерных материалов позволяет значительно сократить трудоемкость и продолжительность ремонта судовых технических средств, экономить дефицитные металлы и энергию. Несмотря на это, работы с применением полимеров все же не получают должного распространения, что обусловлено и недостаточным их использованием в качестве конструкционных материалов при проектировании.

Применение же полимеров при ремонте, не предусмотренное в проектно-конструкторской документации, требует согласования с проектантом, заказчиком и Регистром, что существенно сдерживает возможность их внедрения на судоремонтных заводах.

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Возможно Вас заинтересует:
Полимерные полы: виды, преимущества и недостатки, применение

Полимерные полы: виды, преимущества и недостатки, применение

Передовым методом отделки пола можно назвать применение полимерных смесей. С помощью них...
Особенности полимерных полов для различных сфер применения

Особенности полимерных полов для различных сфер применения

При выборе полового настила в жилых помещениях в первую очередь обращают внимание на эстетику...
Как выбрать кровельный материал?

Как выбрать кровельный материал?

Какую крышу выбрать? Дорогую или не очень? Долговечную или нет? Тяжелую или легкую? Если бы...
Как выбрать материал для кровати?

Как выбрать материал для кровати?

Сон на удобной кровати обеспечивает хорошее самочувствие и бодрость на весь день. Поэтому многие...
Loading...