Куплю проволоку ОК 16.95
Куплю проволоку ОК 16.95 Покупаем проволоку ОК 16.95 или...
Куплю проволоку OK Autrod 310
Куплю проволоку OK Autrod 310 Покупаем проволоку OK...
Куплю проволоку OK Autrod 309L
Куплю проволоку OK Autrod 309L Покупаем проволоку OK...
Куплю проволоку OK Autrod 308L
Куплю проволоку OK Autrod 308L Покупаем проволоку OK...
Купим кабель/провод с хранения, неликвиды, остатки не БУ
Закупаем кабель и провод на постоянной основе. Высокие...

Армагеддон Плаза

Армагеддон Плаза

На территории США насчитывается около 50 заброшенных торговых центров, интерьеры которых прекрасно подходят для съемок фильмов ужасов. В России ничего подобного пока нет, но через несколько десятилетий американский сюжет вполне может развернуться и у нас.

Пустота по-американски

Заброшенные торговые центры, или deadmalls, расположены по всей территории штатов — от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса, на карте «мертвецов», опубликованной в Facebook-группе Dead Malls Enthusiasts («Энтузиасты мертвых моллов»), не менее 45 таких объектов. Часто это не просто покинутые здания, за которыми никто не следит, а безобразные руины, которые уже невозможно восстановить, рассказывает президент GVA Sawyer Вера Сецкая.

Большинство этих моллов были построены еще в середине прошлого столетия — в свое время deadmalls морально устарели и перестали приносить прибыль своим обанкротившимся владельцам, часть из них перешли за долги банкам, но и это не спасло их от страшной участи. Некоторые торгцентры пытались реновировать, приспособить к новым реалиям, но в какой-то момент стало проще оставить всякие попытки их реанимировать. Такие магазины просто закрыли.

Ненужными эти комплексы стали не только из-за морального устаревания, но и в результате естественного развития рынка торговых центров, становление которого в США началось еще в послевоенные 1950-1960 годы. Потребительский бум в стране давно прошел, многие торгцентры переформатировались в дисконт- и аутлет-центры.

Первым в мире торговым центром принято считать рынок Траяна, построенный в Риме в 100-112 годах. Пятиэтажный комплекс вмещал более сотни лавок, где продавалось все — от фруктов и специй до шелка. В США первопроходцем называют ТЦ «Аркада», открывшийся в городе Провиденс, штат Род-Айленд, в 1828 году.

Теперь на одежду, обувь и другие товары в Америке не принято тратить огромные суммы — основная масса людей покупает дешевое, причем в основном на распродажах. Об этом можно судить даже по стоимости продукции американских брендов — например, Tommy Hilfiger, GAS, Michael Kors на родном рынке имеют ценник существенно более низкий, чем в России, говорит председатель совета директоров RRG Денис Колокольников.

В основном в числе deadmalls оказались торговые центры, построенные с ошибками, не в самых подходящих для этого местах. Во время расцвета экономики моллы возводили хаотично, девелоперы еще не задумывались о концепциях, маркетинге — все это пришло позже.

«Расползание» пригородов в США, по мнению Эвелины Ишметовой, директора по консалтингу и развитию Key Capital, также сыграло свою роль: произошел отток городского населения, и многие ТЦ оказались невостребованными. В числе других причин «умерщвления» таких объектов эксперты называют переизбыток торговых площадей, конкуренцию и, конечно, развитие онлайн-торговли.

Причины «смерти» ясны, но почему торговые центры бросили на произвол судьбы? Дело в том, что реконструировать или даже сносить здания довольно дорого, владельцам было дешевле и легче просто отключить объекты от всех коммуникаций. Большинство deadmalls находятся в районах, где нет дефицита земельных участков, — низкий уровень востребованности участков, отсутствие необходимости нового строительства позволяют оставить объект на месте, говорит директор департамента торговой недвижимости компании Praedium Егор Остапенко.

В числе самых ярких и жутких примеров заброшенных торговых центров США — «Ховторн Плаза Молл» площадью 75 тысяч квадратных метров в Калифорнии, который работал с 1977 года. В былые времена он был настоящим местом паломничества шопоголиков, но к концу 1990-х популярность центра сошла на нет, и он закрылся. За 20 лет бывший «город шопинга» превратился в руины.

Еще дольше разваливается «Дикси Сквер молл» в штате Иллинойс. Молл был построен в 1965 году и умер, не дожив даже до 1990-х — в 1978 году. Спустя два года deadmall ненадолго «воскресили» — здесь проходили съемки фильма «Братья Блюз», для которых в забытом центре открыли бутафорские магазины.

Но больше всего «мертвых» торговых центров в городе-призраке Детройте, где заброшены не только моллы, но и все остальное.

Ужасы нашего городка

В России со многими торговыми центрами может произойти примерно то же самое, считают опрошенные «Домом» эксперты. В особенности это касается регионов, где, как и в некоторых уголках Штатов, нет большого спроса на землю. В Москве на счету буквально каждый сантиметр площади, магазины заброшенными не останутся — собственники будут сносить отжившие свой век объекты или реконструировать их.

Но если deadmalls и появятся, то произойдет это еще очень нескоро: нашему рынку коммерческой недвижимости всего около 20 лет, и, если ориентироваться на американский опыт, что-то подобное может случиться, только когда ему стукнет 40-50. Сейчас в России еще не настолько много торговых центров, в некоторых местах их даже не хватает, да и онлайн-торговля еще развита не так, как на Западе.

В 2017-м Россия впервые с 2008 года не стала первой в рейтинге европейских стран, где вводится в эксплуатацию наибольшее количество квадратных метров торговой недвижимости. Она заняла второе место, уступив Турции. По данным консалтинговой компании JLL, за первое полугодие в России построили 334 тысячи квадратных метров качественных торговых площадей — на треть меньше, чем в тот же период 2016-го.

Однако уже сейчас, как рассказывают эксперты, многие торговые комплексы в России находятся в предбанкротном состоянии. В иных ТЦ выручка за последние непростые годы упала в два-три раза, но владельцы пока не думают об их «убийстве». Собственники прибегают к реконцепции и реновации, моллы переделываются в специализированные мебельные, обувные, детские центры и даже в обычные продуктово-вещевые рынки. Они работают с маленькими и несетевыми магазинами — в сытые годы таких арендаторов даже не пускали на порог.

Как и в США, часть проблемных торговых объектов в России переходит банкам, которые не очень этому рады, говорит Денис Колокольников. Для банкиров магазинный бизнес, очевидно, непрофильный, но они поддерживают, эксплуатируют и пытаются продавать еще живые ТЦ.

В целом все отечественные торговые комплексы можно поделить на две большие группы — советские универмаги и современные моллы. Причем первые, по словам Веры Сецкой, сейчас живут довольно неплохо, особенно в местах с хорошей проходимостью, у метро, например: их уже обновили и усовершенствовали. Хороший пример — универмаг «Добрынинский», в котором теперь даже есть сетевой супермаркет.

Современные же ТЦ довольно быстро устаревают — становится неактуальной их концепция, отмечает Сецкая. Поэтому арендаторы переезжают в новые пространства — особенно во время экономических спадов, когда есть, из чего выбирать. Но в России все равно нет развалившихся и превратившихся в руины торговых центров. Время магазинов-призраков в стране если и наступит, то немного позже — через несколько лет.


Источник: Дом.Лента.ру
01:01
461
Нет комментариев. Ваш будет первым!