Срамные места
Фильм-байопик о романе балерины Кшесинской стал скандальным еще до выхода в прокат, а личность главной героини привлекла внимание, пожалуй, даже большее, чем она удостаивалась при жизни. «Дом» выяснил, в каких стенах развивались любовные истории танцовщицы.
До Николая и вместе с ним
Было бы заблуждением считать, что достаток и комфорт балерина Кшесинская приобрела только благодаря своим венценосным и прочим аристократическим покровителям. Ее отец, балетный танцовщик и хореограф, был вполне обеспеченным человеком. Достаточно сказать, что Матильда появилась на свет на даче в Лигово, нанятой родителями, как писала Кшесинская в воспоминаниях, «чтобы проводить лето вдали от пыльного города и дать детям простор и чистый воздух» (будущая прима-балерина была третьим ребенком в семье). «Мы всегда занимали большие квартиры в лучшей части города и непременно с большой залой, в которой отец давал уроки», — рассказывает Кшесинская о своей жизни в Петербурге.
Когда дети подросли, отец семейства купил дом у генерала Гаусмана «в имении Красницы около станции Сиверской, в шестидесяти трех верстах от Петербурга по Варшавской железной дороге». Хореограф обновил двухэтажный деревянный дом, перестроил столовую, где удобно размещались семья и гости. Привычкой к комфорту Матильде пришлось поступиться, когда она поступила в Императорское театральное училище в Петербурге: там воспитанницы жили, можно сказать, по-спартански под присмотром классных дам.
Став балериной Мариинского театра и объектом внимания цесаревича и его родственников — в частности, великого князя Владимира Александровича, — Матильда существенно улучшила свои бытовые условия. В 1892 году танцовщица получила в театре лучшую, по ее словам, артистическую уборную, которая выходила двумя окнами на Царский подъезд. «Я постаралась устроить ее как можно уютнее и наряднее: заказала мебель из светлого дерева, стены обтянула красивым кретоном и повсюду расставила цветы, — писала Кшесинская в воспоминаниях. — В уборной была кушетка, туалетный стол и стулья». В гости к танцовщице до и после спектаклей заходили не только Николай Александрович и его дядья и кузены, но и принц Христиан Датский, герцог Евгений Лихтенбергский и другие аристократы.
По версии Матильды Кшесинской, когда начались ее интимные отношения с будущим императором, она уже не могла жить в родительском доме: визиты к ней возлюбленного считались бы неприличными. Цесаревич подарил танцовщице особняк на Английском проспекте, 18. У этого любовного гнездышка уже была романтическая предыстория: его построил великий князь Константин Николаевич для балерины Кузнецовой, с которой он сожительствовал. По словам Кшесинской, в хорошо обставленном доме с подвалом и садом она ничего не изменила, только заново отделала спальню и устроила себе уборную-будуар. На новоселье, в честь которого балерина устроила небольшой праздник, Николай подарил Матильде золотые водочные чарки.
В 1893 году для интимных встреч использовалась дача в Койрове: большой треугольный в плане дом с колоннадой екатерининских времен. Кшесинская в воспоминаниях рассказала легенду его постройки: «На вопрос, как она прикажет строить, императрица будто бы взяла у одного из близстоящих придворных его треугольную шляпу и сказала: "Вот план дома"».
Любовь ушла, а дом остался
В 1894 году цесаревич обручился с Алисой Гессенской, и Матильда получила отставку. Чтобы бывшая любовница не чувствовала себя незащищенной, Николай препоручил заботы о ней своему родственнику и горячему поклоннику балерины великому князю Сергею Михайловичу, который по просьбе Кшесинской купил ей в Стрельне «прелестную дачу, расположенную посреди обширного сада, простиравшегося до самого моря». Этот дом стал первым местом, где Матильда проявила свою домовитость и талант декоратора. «Стены обтянула кретоном, а мебель заказала у Мельцера, лучшего фабриканта мебели в Петербурге. Я успела также заново устроить и обставить маленький круглый будуар прелестной мебелью от Бюхнера из светлого дерева», — вспоминала танцовщица. Она даже построила у дачи маленькую электрическую станцию с квартирой для электротехника и его семьи: по ее словам, многие ей завидовали, поскольку в Стрельне «даже во дворце не было электричества». Кроме того, на выручку от сезона 1911 года Кшесинская построила в стрельнинском саду своему сыну Вове домик для игр.
Пожилой Сергей Михайлович не мог претендовать на сердце балерины: она отдала его сыну своего давнего близкого знакомого великого князя Владимира Александровича — великому князю Андрею Владимировичу. Князь был моложе ее на шесть лет, но это не помешало их роману, который привел к рождению сына Владимира. Балерине с ребенком и большим штатом прислуги стало тесно в особняке на Английском проспекте, и она решила построить новый дом «в более красивой части города, а не среди дымящихся фабричных труб» и выбрала участок на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы. Именно этот дом впоследствии вошел в историю русской революции как «особняк Кшесинской».
Планировал и строил довольно причудливый и роскошный особняк в стиле модерн, или ар-нуво, модный архитектор Александр фон Гоген. Оформлением занялась сама балерина. Ей нравилась пестрота стилей: зал — в стиле русского ампира, угловой салон — в стиле Людовика XVI, спальня и будуар — «в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах», столовая и примыкающая к ней комната — в стиле модерн. Мебель в комнатах была от фабриканта Мельцера, в хозяйственных помещениях — от Платонова. Ковры, текстиль для занавесей и обивки мебели и даже дверные ручки и шпингалеты в парадных залах особняка Кшесинская заказала в Париже, рояль красного дерева купила у Бюхнера.
Особой гордостью Кшесинской были хозяйственные помещения, в том числе кухня, кладовые и погреба (в них устраивались винные дегустации и ужины), а также две продуманные гардеробные, где она хранила сценические, вечерние и повседневные платья. В верхнем этаже в дубовых шкафах она хранила обычную одежду, внизу — костюмы. «В каждом из четырех огромных шкапов имелась полная опись под номером всего того, что в нем находилось, дубликат которой я держала у себя. По этим спискам я могла всегда послать кого-нибудь привезти мне все, что было мне необходимо», — поясняла в воспоминаниях практичная артистка. К сожалению, сразу после Февральской революции дом был разграблен, а после Октябрьской революции — экспроприирован.
Под небом Франции
Во время нередких наездов на Лазурный Берег Кшесинская с Андреем Владимировичем останавливались в отелях и съемных домах. Это было не слишком удобно, и балерина захотела собственную виллу. В 1913 году великий князь купил Матильде дом в Кап-д'Ай с видом на море за 180 тысяч франков (гигантские по тем временам деньги). Сооружение было не в лучшем состоянии, ремонт и устройство центрального отопления потребовали дополнительных затрат — около 20 тысяч франков. На прилегавшем к вилле скалистом участке были организованы взрывные работы, участок расчистили и построили на нем двухэтажный дом с гаражом и комнатами для гостей, адъютантов великого князя и прислуги. Крыша нового дома стала продолжением террасы сада. Позже Андрей Владимирович прикупил участок соседнего сада, чтобы «устроить теннис для Вовы и маленькую для него крепость».
Обставлялась вилла, названная Alam (палиндром интимного имени Матильды — Mala) с привычной для танцовщицы роскошью. «Я заказала у Дюма в Ницце новую мебель для спальни Андрея в стиле режанс: кровать, бельевой шкап, письменные и туалетный столы, ночной столик, круглый, два стула и кресло», — вспоминает балерина и уточняет, что когда в 1929 году виллу пришлось продать в уплату за долги, мебель она забрала с собой в Париж, куда переехала, чтобы открыть балетную студию.
Принято считать, что последние десятилетия своей жизни в Париже балерина провела в бедности. Однако бедностью ее образ жизни можно считать с большой натяжкой. Она купила «трехэтажный домик» в 16-м округе Парижа — районе не центральном, но вполне респектабельном. Вилла на улице Молитор, 10 так и называлась — Molitor и была окружена небольшим садом. В доме было целых три ванных комнаты (роскошь по тем временам), большая кухня и удобный подвал. В этом доме Кшесинская провела свои зрелые годы с супругом (в конце концов Андрей Владимирович обвенчался с ней; после краха династии Романовых сделать это было куда проще, чем во времена империи) и сыном, там же принимала в специально устроенной студии своих учениц. Уроки старой танцовщицы были популярны и приносили ей определенный доход, которого хватило на долгую достойную старость.
Источник: Дом.Лента.ру