Спецмашины на выставке автомобилей RAI
Здесь, конечно же, надо отметить небольшие кузовные ателье, число коих поистине несметно. Одни делают то, что у нас называется «микроавтобусами повышенной комфортности», другие по заказу с помощью компьютерной системы AutoCad спроектируют и изготовят любой кузов — от «скорой помощи» до закусочной на колесах. Не успели появиться фургончики от Mercedes-Benz, а для них уже разработана целая гамма специальных кузовов: микроавтобус для деловых совещаний, полицейская машина, рефрижератор... При этом каждая такая конструкция строго индивидуальна, а не штампуется, как у нас, годами на конвейере.
Есть фирмы, специализация которых — переделка кабин грузовиков. DAF, например, не выпускает серии 65-85 с высокой надстройкой, зато ее можно заказать у ателье Vear Shield United. Весьма популярны и top sleeper, надстройки со спальным местом. Прямо из кабины ведет люк на «чердак», а там — матрас, телевизор в углу и два окошка.
Можно поставить на свой любимый грузовик сиденья с плюшевой обивкой и повесить занавесочки с бахромой, смонтировать десяток дополнительных прожекторов, спойлеры и решетки, которые часто служат больше для красоты, чем для пользы...
А для тех, кто устал смотреть на «большие» машины, существуют машинки поменьше — те, что можно унести под мышкой или в кармане. Прямо с платформы роскошного «американца» Peterbilt идет торговля точно такими же тягачами, но в масштабе 1:24, а поодаль — нечто совсем необычное. Господин Окелоен предлагает забавную услугу: можно выбрать «золотую» или «серебряную» табличку с профилем того или иного грузовика, заказать любую надпись, а после — привинтить табличку куда угодно, хоть на дверь комнаты, хоть на передок своего «трака».
О модельках масштаба 1:43 и 1:87 даже не упоминаем — их такое количество, что глаза разбегаются. И здесь неожиданно встретился «соотечественник», довольно грубо сработанный красно-белый КамАЗ масштаба 1:43 всего за девять с половиной евро (это очень дешево). На вопрос о происхождении модели продавец лениво ответил, что ее, кажется, сделала какая-то местная фирма... И то верно: в Казани модельки КамАЗов делают поаккуратней.
Прошлый год был очень нелегким для западноевропейской грузовой промышленности. Объемы продаж грузовиков упали до уровня 40-х годов. Рынки насыщены до предела... Поэтому «грузовые» фирмы ищут различные пути выхода из кризиса. Это и выпуск автомобилей по индивидуальным запросам, и освоение новых рынков — в том числе России. Кстати, из Мюнхена в Сибирь вскоре отправится конвой из двухсот тяжелых грузовиков MAN.