Все, что вы хотели знать о железобетонных изделиях (ЖБИ)
Самыми распространенными строительными материалами на сегодняшний день заслужено стали железобетонные изделия. Общеизвестно также, что товарный железобетон и ЖБИ - самые дешевые материалы, используемые для возведения многоэтажных сооружений.
Однако для получения качественного железобетона должен быть выполнен целый комплекс работ, начиная от добычи известняка в карьерах и до пропаривания отлитых изделий для доведения их прочности до 70%.
Начинается этот путь с добычи глины и известняка и получения клинкерного цемента путем обжига и измельчения добытых материалов. После добавления в клинкерный цемент гипса и специфических минеральных добавок готовый цемент развозится цементовозами к местам, где осущеcтвляют продажу бетона, стеновых пеноблоков, цементного раствора и т.д.
На любом современном строительном объекте обязательно используются монолитные конструкции. Из этих материалов выполняются дороги и мосты, стены и фундаменты, лестницы и перекрытия, колонны ЖБИ и т.д. И со временем популярность и спрос на разные виды этих изделий только растет.
Железобетон является соединением в единое целое конструкционного (марок от М200 до М400) бетона и металлической (стальной) арматуры. Дополняя друг друга, два этих материала обеспечивают конструкциям самую высокую прочность к любым нагрузкам: как к растягивающим, на которые работает сталь, так и сдавливающим, которые застывший бетон принимает на себя.
Равные сила прочности арматуры на изгиб и сила прочности бетона на сжатие гарантируют ж/б изделиям самые высокие эксплуатационные характеристики. Долговечность и прочность сооружений из железобетона сложно превзойти. При температурных изменениях сталь и бетон в готовых конструкциях меняются в размерах примерно одинаково, а сцепление между двумя его составляющими - чрезвычайно крепкое.
Поэтому целостность ж/б конструкций нарушить практически невозможно. А со временем, чем дольше железобетонный элемент находится в эксплуатации, он становится все более прочным за счет уплотнения бетона и более плотного его облегания арматуры под влиянием сдавливающих нагрузок. Единственный нюанс: металлопрокат арматура, как и любой металлический элемент, боится коррозии. Арматура должна обязательно иметь защитный слой. В местах, где бетон обкалывается, арматурные стержни, выступающие из массива будут ржаветь.
Железобетонные изделия, помимо названных свойств, обладают также легкостью и скоростью в работе с их применением. Дорожные плиты укладываются в течение нескольких часов и ехать автомобилям по ним можно сразу же после окончания укладки. То же самое касается и ж/б плит перекрытий - едва уложенные, они уже готовы воспринимать без малейших изменений в своей структуре и форме нагрузку от укладываемых поверху элементов строительства.
Для обеспечения особо прочных свойств отдельным сооружениям, они создаются с использованием ж/б элементов, подвергающихся при производстве определенной обработке. Чаще всего это железобетонный массив с предварительно напряженными прутьями арматурного каркаса.
Прутья арматуры, которые будут вводить в смесь, натягиваются и крепятся в специальной форме, называемой опалубкой. После этого в форму отливают бетонную смесь и пропаривают. Пропаривание - процесс, значительно ускоряющий процесс затвердевания и получения необходимой прочности ж/б конструкций. Никакие нагрузки и воздействия не смогут заставить такую конструкцию провиснуть и прогнуться.
Именно предварительно напряженная арматура в ж/б изделиях позволила решить вечную проблему высотных зданий: проблему деформации плит перекрытий. ЖБИ плиты перекрытий, созданные с использованием метода предварительного напряжения арматуры, имеют огромный запас прочности к деформациям. То же самое касается и плит дорожных - если при их создании использовалась технология предварительного напряжения, то даже при самых высоких нагрузках подобные плиты будут сохранять свои первоначальные размеры и форму.